Фото-отчет работы программы Советского Фонда Мира

В рамках работы программы Советского Фонда Мира «Символ Мира»

в Мурманск вылетела делегация Советского Фонда Мира

во главе с Председателем правления СФМ Бабуриным С. Н.

 


5 августа 2022 г., Мурманск. Сразу после прилёта делегация Советского фонда мира, которую я возглавляю, возложила цветы к монументу Героическим защитникам Заполярья.


Второе, что мы сделали по прилёту в Мурманск, это после посещения монумента Защитникам Заполярья, возложили цветы к мемориалу Морякам-подводникам, погибшим в мирное время. В центре мемориала — часть подлинной ходовой рубки атомной подводной лодки «Курск». Вице-адмирал Валерий Фёдорович ДОРОГИН, «старший морской начальник» нашей делегации, командовавший на рубеже веков войсками и силами Северо-Востока России, рассказал нам об обстоятельствах многих отечественных морских трагедий, о героизме и нелепости.


На Северном флоте отношение к морякам-подводникам особенно уважительное и бережное. В нашей делегации, которую мне как Председателю Правления Советского фонда мира доверено возглавлять, вице-адмирал Валерий Фёдорович ДОРОГИН; лётчик-космонавт, Герой России Юрий Валентинович ЛОНЧАКОВ, несколько лет руководивший Центром подготовки космонавтов; Сергей Александрович СМИТЮШЕНКО, вице-президент МСА, ранее вице-губернатор Мурманской области, представители Росатома и ряда других российских организаций. Главный координатор нашей экспедиции — Сергей Иванович КУЗИН, исполнительный директор Омского землячества в Москве (мы с В.Ф. ДОРОГИНЫМ и С.И. КУЗИНЫМ не скрываем ни принадлежности, ни своей особой любви к Омску).


У Мемориала морякам-подводникам, погибшим в мирное время. Трагический перечень наших потерь мирного времени на морях и океанах. Номер лодки, время и место трагедии, количество погибших. Величия страны не бывает, если у неё нет героев, нет людей, способных на самопожертвование.


Всё ближе НАТО. В этих местах тот участок нашей западной границы — границы с Норвегией и Финляндией, который гитлеровцы при всей ожесточённости боёв, так и не смогли прорвать в 1941-1943 гг.


Въезжаем в пограничную зону. Впереди — Норвегия!


Сегодня, в День Св. Бориса и Глеба, наша главная точка на границе с Норвегией — Храм Св. Бориса и Глеба. Служба в храме лишь два раза в год, в том числе — сегодня. На другом берегу фьорда — Норвегия.


На том берегу — Норвегия


На том берегу фьорда — норвежцы: сельский хутор, пограничники…


После посещения пещерного Храма св. Трифона вышли на берег фьорда. За водной гладью — Норвегия.


В поселок геологов у подножия хребта Муста-Тунтури мы добрались на вахтовке к вечеру 6 августа. Уже утром произвели торжественное построение для выполнения почётной миссии Советского фонда мира и Российского союза ветеранов: вручили памятные знаки внимания (грамоты, медали) людям, хранящим память о героях Великой Отечественной, создавшим своими силами музей и активно пропагандирующим достойное отношение к установленным и безымянным героям войны. Бывший геолог, работавший на Кольской сверхглубокой скважине, Юрий Александрович КОБЯКОВ и его супруга Валентина Ивановна, журналист и писатель Галина Дмитриевна БЫСТРОВА — их вклад в сбережение народной памяти бесценен. Как руководитель экспедиции я вручил награды СФМ, передав эстафету выступлений вице-адмиралу Валерию Фёдоровичу ДОРОГИНУ, летчику-космонавту, Герою России Юрию Валентиновичу ЛОНЧАКОВУ, представителю Росатома Валерию Вениаминовичу Кузьмину. В этих местах гитлеровцы не смогли продвинуться вглубь советской территории за всю войну.


7 августа, после торжественного построения, мы успешно решили главную символическую задачу нашей экспедиции — водрузили копию Знамени Победы на вершине хребта Муста-Тунтури, у погранзнака СССР, там, где гитлеровцы, вступив в войну в 1941, так и не смогли продвинуться на территорию нашей страны. И это при том, что сюда были переброшены знаменитые альпийские стрелки, бравшие Осло и Нарвик. С 29 июня 1941 (здесь войну гитлеровцы начали через неделю после общего нападения на СССР) и до конца войны здесь продолжалось ожесточённое противоборство. Гильзы и осколки под ногами в изобилии до сих пор. В суровейших климатических условиях, среди гранита и мхов, при холоде и вечных дождях или ледяных метелях. Нам даже в самое благоприятное время года, когда относительно тепло (t + 10), уже нет мошкары и комаров, когда северный день и порой из дождя выглядывает солнце, понадобились надёжные плащи и сноровка идти по горным тропам.


По центру вершины хребта Муста-Тунтури — остатки колючей проволоки, разделявшей защитников Советского Заполярья и гитлеровцев. Всего лишь в десятках метрах по ту и другую сторону от проржавевшей линии размежевания — окопы и остатки укреплённых огневых точек противостоявших сил. Прямо по краю вершины хребта! И у тех, и у других за спиной — крутые склоны и пропасти. И так, при жесточайших обстрелах, многие месяцы. Вырубленные в скалах пещеры, поднятые нашими воинами вручную на линию огня металлические щиты и устройства. Невозможно не восхищаться мужеством и самоотверженностью поколения наших дедов!


Отдельно сфотографировал у Знамени Победы на вершине хребта вице-адмирала В.Ф. ДОРОГИНА, командовавшего на рубеже веков войсками и силами Северо-Востока России (мы и познакомились в 1999 у него в Петропавловске-Камчатском), и Ю.В. ЛОНЧАКОВА с бойцами отряда из Новочеркасска.


И самодеятельный музей Великой Отечественной в поселке геологов у хребта Муста-Тунтури очень содержательный. Большое число подлинных экспонатов, продуманные стенды. Конечно, музею надо бы внимание и поддержка со стороны органов государства.