Советский Союз как тернистый путь в мечте

12 декабря 1991 г. на сессии Верховного Совета РСФСР мне довелось призвать депутатов остановить безумие и не одобрять организованные Б. Ельциным «беловежские соглашения» о ликвидации СССР. Выступая, я особо подчеркнул, что члены августовского ГКЧП по сравнению с российскими государственными деятелями превращаются в донкихотов, поскольку действовали открыто и руководствовались благими целями сохранения СССР, а мы «нарушаем Конституцию ради уничтожения своего государства». Деморализованный российский парламент слушал, но не слышал. Лишь шесть депутатов проголосовали вместе со мной против ратификации, семеро воздержались, остальные стоя аплодировали прекращению существования СССР.

То была эпоха какого-то сумеречного состояния самосознания советского общества, нынешней молодёжи это состояние просто невозможно представить, как им всё труднее понять, чем был Союз Советских Социалистических Республик. Не буду останавливаться на ликвидации безграмотности и на роли культурной революции в СССР, как не буду касаться победы советского народа над объединённой Гитлером Европой, достижений науки и народного хозяйства за 70 лет советской власти. Хочу остановиться на том, зачем и как возник Союз ССР, ставший в ХХ в. вершиной развития Русской цивилизации.

Именно так. Русь – Россия всегда была страной – цивилизацией, цивилизационным союзом славянских, угро-финских, тюркских и иных народов, скреплённым православной системой духовных ценностей и русским языком. Отсюда сегодняшнее понимание характера многонационального народа России или русской нации, которая есть понятие цивилизационное, а не этническое. Наши предки обоснованно гордились не только А. В. Суворовым или Ф.Ф. Ушаковым, но и русскими генералами М.Б. Барклаем де Толли и П.И. Багратионом. Мы гордимся русскими генералами Юнус-беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым.

А вот государственные формы этот союз народов обретал разные. В ХХ в. такой формой был Советский Союз.

Даже на Западе серьёзные исследователи отмечали, что мерить Россию Ленина, Троцкого и Сталина мерками, взятыми у Америки Вильсона, Гувера или Франклина Рузвельта, не решится ни один здравомыслящий человек. Не без основания С.Г. Кара-Мурза называет советский строй в истории России зародившейся в недрах общинного крестьянского коммунизма Советской цивилизацией, с её особым взглядом на мир и на человека, на хлеб и на власть. Союзное государство, союзный договор стали государственно-правовым механизмом достижения русской мечты.

  1. Мечта российских революционеров о светлом будущем

В результате свержения Царя и Февральской буржуазно-демократической революции Россию попытались подстроить под Европу, игнорируя чаяния и интересы русского крестьянства, заигрывая с национальной элитой окраин. Единое Российское государство перестало существовать, о своём самоопределении заговорили Украина, Финляндия, области Прибалтики и Закавказья, даже Сибирь с её воспрянувшим областничеством. Февралисты попытались перекроить Россию под западные буржуазные стандарты, сделать из России «европейское государство и общество», но народ этого не понял и не принял. Обрушился фронт, а потом и страна. На территории некогда могучей и прочной мировой державы воцарились хаос и этнический эгоизм некогда дружных народов.

Большевики, представляя Россию некоей «тюрьмой народов», попытались построить новое счастливое общества всеобщего равенства и братства на отказе от «буржуазных» государства и права, от религии и нравственности, от семьи и других «родимых пятен» капитализма. Уже в Декларации прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г. они провозгласили раскрепощение не только крестьян, рабочих, солдат, но и народов, за которыми признали право на самоопределение вплоть до отделения. Но подчеркнули при этом, что всё это – ради установления полного взаимного доверия. В январе 1918 в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа они повторили лозунг свободного союза свободных наций. Закрепили этот лозунг в первой советской конституции – Конституции РСФСР 1918 г. Однако, даже пролетарский террор не помог успеху этой попытки насильственного, по туманным схемам К. Маркса построения нового общества. Большевики отступили, перешли к НЭПу, «временно» признали необходимость государства.

Но вот как восстанавливать разрушенное единство народов – это был вопрос. Изначально В.И. Ленин и его последователи были за традиционное унитарное устройство государства, против федераций, но практика жизни им показала, что восстановление единого Российского государства на основе унификации невозможно. Даже в самой партии большевиков были сильны национально-сепаратистские настроения. Вот сегодня можно себе представить, чтобы Белоруссия, Казахстан или Молдова вступили бы в Российскую Федерацию на правах её субъектов?

Ориентировавшиеся на создание Российской Советской Республики, большевики попытались провозгласить федеративное устройство Советской России, но это лишь частично погасило территориальный и национальный сепаратизм. Тогда родилась идея Союза ССР и договорной федерации по национальному признаку, революционный напор пролетарской Красной Армии сил дополнил эту идею.

Советский Союз стал реальностью и просуществовал до 1991 г.

  1. СССР как форма строительства мечты о свободном и справедливом обществе

Договор о создании Союза ССР от 30 декабря 1922 г. закрепил Союз как добровольное объединение равноправных народов, предполагающий для союзных республик полный суверенитет вплоть до свободного выхода из Союза ССР. На момент принятия Конституции СССР 1924 г. в Союзе было четыре участника: РСФСР, Закавказская СФСР, Белорусская и Украинская союзные республики. Однако с продолжением советизации пространства прежней Российской империи республик вначале стало шесть, а затем семь (в СССР вошли Узбекская, Туркменская и Таджикская ССР).

Конституция СССР 1936 г. принципиально изменила ситуацию Во первых, она закрепила существование уже 11 союзных республик. Без какого-либо договора, большевистским партийным усмотрением из состава РСФСР были выделены Киргизия и огромный Казахстан, объявленные самостоятельными союзными республиками, а Закавказскую Федерацию стали представлять три самостоятельных союзных республики – Армянская ССР, Азербайджанская ССР и Грузинская ССР. Из договорной федерации Союз ССР был конституционно трансформирован в федерацию конституционную.

Это очень важный момент. Он был усилен Конституцией СССР 1977 г., к тому моменту союзных республик было уже 15. Конституционный характер союзной федерации означает, что в 1991 г. юридически невозможно было правовым путём денонсировать некий Союзный договор, такого договора просто давно не существовало. Чтобы ликвидировать СССР нужно было менять Конституцию СССР в порядке, ею предусмотренном.

В течение всего периода существования СССР в основном законе государства было закреплено право союзных республик на выход (ст. 2 Конституции СССР 1924 г., ст. 17 Конституции СССР 1936 г., ст. 72 Конституции СССР 1977 г.). Да, Закон СССР о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава Союза ССР, был принят только 3 апреля 1990 г., но он был принят. Действия «беловежских» заговорщиков преступны потому, что они грубо нарушили Конституцию СССР и конституции своих союзных республик, проигнорировали закон, регламентирующий выход республик из СССР.

  1. Утрата социалистической мечты и гибель СССР

К «беловежским преступникам» следует отнести далеко не только Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича. Подрыв устоев единого союзного государства шёл, что особенно трагично, из союзного центра. И не только за кулисами.

М. Горбачев в докладе 30 мая 1989 г. на первом Съезде народных депутатов СССР, напомнив о принципе национального самоопределения, который «был и остается одним из главных элементов национальной политики Коммунистической партии», публично призвал к существенному расширению прав союзных и автономных республик, к передаче на места всё более широкого круга управленческих функций. Как, скажите, было понимать его отстраненно-провоцирующее заявление, что «в федеративном государстве должно быть четко определено, что относится к компетенции Союза, а что является суверенным правом республики, автономии»? А ст. 73 Конституции СССР, содержащий обстоятельный перечень вопросов, отнесённых к ведению Союза ССР, ст. 74, 76, 77, дополнявших эту норму, и соответствующих статей конституций союзных республик было мало?

Советский Союз враги Русской цивилизации разрушали извне и изнутри. К сожалению, за 30 лет не проведено даже парламентского расследования причин и обстоятельств гибели СССР. Обществу внушается иллюзия, что Союз «развалился». Особо значимую роль в гибели СССР сыграл Президент СССР М. Горбачев.

Ещё ждут своего официального объяснения многие факты истории. Во имя чего, например, Горбачев отдавал указания применять Вооруженные Силы в Баку, Вильнюсе, Тбилиси, а потом отмежёвывался от людей, выполнивших его приказ? Так, в ночь на 13 января 1991 г. по указанию Горбачёва штурмом была взята телевизионная вышка в Вильнюсе, Горбачев через своего помощника каждые полчаса требовал доклад о ходе операции, а когда вышка была взята, диктор сел в студию для оглашения указа Президента СССР о введении чрезвычайного положения в Литве, связь с Горбачёвым неожиданно прервалась. Советские военные и руководители Интерфронта в Литве поняли, что их обманули и предали. Утром Горбачёв традиционно отмежевался от защитников СССР.

А устранение Горбачёвым коммунистических лидеров социалистических стран, вплоть до свержения и убийства Н. Чаушеску?

Никакой «беловежской пущи» не состоялось бы, если бы накануне, 4 декабря 1991 в согласовании с Горбачевым между союзными республиками не состоялось бы распределение внешних долгов СССР, о чем торопливо уведомили Запад. 8 декабря Горбачев задержал в Москве летевшего в Белоруссию Н. Назарбаева, сорвавшего весной 1991 предыдущую попытку Ельцина подписать соглашение о ликвидации СССР, а накануне, 7 декабря, «на всякий случай» обезглавил армию, уволив генерала армии В.Н. Лобова с должности начальника Генерального штаба. А категорическое пресечение Горбачёвым двух попыток арестовать «беловежских» заговорщиков ночью с 8 на 9 декабря? Впрочем, Горбачёв – это отдельная тема для прокуратуры и народных проклятий.

Были, однако, и системные ошибки, которые советское общество начало исправлять (для того и была необходима Перестройка), но не успело, и они изнутри очень ослабили СССР, сыграли на руку разрушителям.

Первое – роковой революционной чертой советского социализма было отрицание духовно-нравственных ценностей общества, уходящих корнями в религиозную традицию народа. Агрессивная борьба с Церковью и верой вообще, попытка вслед за Западом убрать Бога их центра системы нравственных координат общества. Со времён Великой Отечественной войны ситуацию стали исправлять, возглавивший КПСС недобитый троцкист Н.С. Хрущев попытался вновь сделать атеизм религией общества. Не удалось, но и найти гармонию в отношениях общества, государства и религии в СССР не успели. В революционной Кубе баланс нашли, потому социалистическая Куба устояла даже тогда, когда её предали вожди советской Перестройки.

Вторая изначальная ошибка большевиков не менее серьёзна. Был ошибочно решен вопрос о собственности. Справедливо объявив частную собственность главным принципом капитализма, уничтожающим свободу и равенство людей, революционеры провозгласили землю, недра, природные богатства общенародным достоянием. Ошибка была сделана потом, когда вместо наделения именно народа этой собственностью, её передали государству. При управлении народной собственностью от лица государства сформировался целый класс номенклатурной бюрократии, который к 80-м гг. захотел эту собственность присвоить и передать по наследству. Именно они, гнилая часть бывшей партийно-хозяйственной номенклатуры и была заказчиком убийства СССР. А простой человек, человек физического и умственного труда, честный труженик, был лишен доступа к общенародной собственности в течение всего ХХ века. Да и в личной собственности он имел самые нелепые ограничения.

Исправить эту вторую ошибку мы, народные депутаты, попытались только в 1990-1991 гг., когда приняли закон РСФСР о приватизации государственного имущества с использованием именных приватизационных счетов. Доходы от природных богатств и от использования государственной собственности должны были поступать на личный счёт каждого гражданина нашей страны. Каждый человек получал экономическую независимость. Но такая форма приватизации, сами именные счета мешали воровать. Президент Ельцин своим указом отменил этот закон сразу после кровавого разгона Съезда и Верховного Совета в 1993. И начал воровскую ваучерную приватизацию.

Русские люди, независимо от их конкретного этнического происхождения – существа духовные. Потому укажу ещё одну причину Русской трагедии конца ХХ века: общество лишили цели и смысла его существования и развития.

Отвергнув эксплуатацию человека человеком, наши деды строили коммунизм. Конституции СССР начинается указанием, что высшая цель Советского государство – построение бесклассового коммунистического общества. При Н. Хрущёве в Программе КПСС, возможно из лучших побуждений, записали, что коммунизм будет построен в 1980 г. Когда 1980 г. наступил, а коммунизм не наступил, новой цели обществу так и не предложили.

С реваншем в 1991-1993 гг. февралистов, вновь потащивших Россию и её народ на Запад, упоминания о социализме отовсюду торопливо убрали, а о капитализме в Конституции стыдливо не написали. Так что же за общество мы строим? В каком живём? Куда идём? Какого будущего хотим для наших потомков?

  1. Возрождение мечты о свободном и справедливом обществе

Реформа Конституции РФ в 2020 г. восстановила в нашем Основном законе нравственный каркас общества, вернула Россию к её культурно-историческим корням. «Беловежское» соглашение от 8 декабря 1991 г. провозгласило прекращение существования Советского Союза как геополитической реальности. Было заявлено, что никто не является его продолжателем. Этот главный принцип «беловежья» в 2020 г. отвергнут. Российская Федерация приняла на себя обязанности преемника и продолжателя СССР (ст. 67.1 Конституции РФ).

В Конституции отныне усилен и сам социальный характер государства, обязанность государства защищать семейные ценности и брак как союз мужчины и женщины. Говорится о непрерывности тысячелетней истории России, о сохранении памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, о преемственности в исторически сложившемся государственном единстве (ст. 67.1).

Отсюда два важных вывода.

Во-первых, Россия восстанавливает свою государственность как самобытный цивилизационный союз народов, а значит, пришло время моделировать новый Союз, не зависимо от того, будут ли лежать в его основе договорные, автономные, ассоциированные принципы, или все они разом.

Это должен быть Российский Союз.

Во-вторых, особенно важно вернуть людям мечту.

Мечту о свободном и справедливом обществе как цели социального развития, о честном нравственном государстве как механизме построения и развития этого общества.

Не возвращение советского социализма, но создание его более совершенного преемника.

Никакая социально значимая цель не может возникнуть без духовно-нравственных и интеллектуальных потребностей общества. Если в основе социально-экономической системы нового строя должна лежать равная долевая (гражданская или по лат. цивилитарная) собственность, то его политическая и правовая системы следует строить на духовно-нравственных началах, конституируя в качестве высших ценностей как человека, его достоинство, права и свободы, так и духовно-нравственные приоритеты народа – Отечество, святыни, веру, нравственность.

Основой нравственного государства и интегрирующей целью социального развития может быть только новый общественный строй, способный осуществить идеалы свободы и справедливости, способный преодолеть недостатки как капитализма, так и советского социализма. Я говорю о цивилитарном обществе, которое может называться и цивилизмом.

Для русской национальной идеи важны не западный рационализм и правильное законодательство, а традиционная для Руси нравственная опора, предполагающая справедливость, общинность, солидарность, сострадание и взаимопомощь. Русская идея немыслима без формулы Ф.М. Достоевского, которую он вывел при завершении своего романа «Братья Карамазовы»: «Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг о друге». В этих мудрых словах – отражение цивилизационной основы современной российской государственности, высвобождающейся из-под груза прошлых ошибок.

Мы помним Советский Союз. Мы гордимся нашими дедами, его создавшими. Чтобы быть достойными их памяти будем наследовать и воплощать в жизнь их мечту о свободном справедливом обществе и о честном нравственном государстве. Да здравствует обновлённый Российский Союз!

С.Н. Бабурин, председатель РОССИЙСКОГО ОБЩЕНАРОДНОГО СОЮЗА, народный депутат Российской Федерации 1990-1993 гг.